В связи с тем, что недавно на ПЛ читала о том, что испытания для развития пород, селекции и коннозаводства не так уж важны, что якобы есть породы, которых разводят без испытаний на силу, резвость и работоспособность, решила написать статью.
Понятно, что такие испытания лошадей, как скачки и бега рысаков и иноходцев у всех на слуху. Как бы не хотелось Спартанцу, но орловский рысак - это уникальная
порода рысаков, созданная графом А.Г. Орловым, в мире аналогов этим прекраснейшим лошадям нет. Это национальная гордость России. Выживают орловцы сегодня только благодаря испытаниям на ипподромах. Да и ведущими специалистами России, в том числе Г.А. Рождественской отмечалось, что прекращение испытаний орловской породы и отбор производителей по результатам этих испытаний пагубно сказывается на внешнем виде породы. Лошади сразу начинают мельчать, у них ухудшается экстерьер.
Испытания племенных лошадей являются неотъемлимым элементом селекционно-племенной работы.
Бега и скачки являются испытаниями упряжных пород (ибо рысаки это упряжные породы, лучшие упряжные породы) и верховых пород соответственно. Понятно, что отбор здесь идёт по результатам испытаний.
В конном спорте принята практически та же система. В европейских странах, в том числе и Германии, производителями прежде всего становятся жеребцы и кобылы, достойно проявившие себя в одном из видов конного спорта и получившие так ненавистные невзоровцам медальки и ленточки. Чем последних больше, тем обычно выше племенное значение данной лошади (если это не мерин).
Что же касается остальных пород лошадей, не участвующих ни в бегах, ни в скачках, ни в конном спорте, они также проходят испытания для того, чтобы в производители были отобраны действительно лучшие по данной породе. Вот пример испытаний для лошадей местной вятской породы:
Цитата:
Цель испытаний лошадей вятской породы:
1. Выявление их рабочих и приспособительных качеств;
2.Реклама и популяризация вятской породы, продвижение лошадей на общем рынке сбыта;
В общей сложности, за последние 15 лет в испытаниях и конноспортивных соревнованиях приняло участие не более 10% вятских лошадей от всего поголовья породы. Это, безусловно, крайне мало для объективной оценки работоспособности лошадей и соответственно, общего уровня племенной работы и пропаганды достижений вятского коневодства в целом.
Организация и проведение испытаний лошадей вятской породы может осуществляться несколькими путями:
1. Ипподромные испытания - важнейший и определяющий метод оценки работоспособности лошадей.
Вятские лошади проходят тренинг в хозяйствах и доставляются на ипподром непосредственно перед соревнованиями, а после их проведения отправляются обратно в хозяйства. (...)
Вятские лошади могут принимать участие, как в специальных ограничительных призах, разыгрываемых исключительно для лошадей вятской породы, так и в открытых призах, к розыгрыщу которых допускаются лошади разных пород.
2. Межхозяйственные (или межрайонные) испытания. Проводятся на базе одного из племенных репродукторов лошадей вятской породы, располагающего возможностями для этого. Правила проведения межхозяйственных испытаний могут быть аналогичны правилам ипподромных испытаний.
Виды и условия испытаний вятских лошадей.
Улучшение показателей работоспособности вятских лошадей должно проводиться в направлении повышения выносливости, совершенствования производительности движений на шагу и рыси, увеличения силы тяги, а также закрепления таких качеств, как уравновешенность и добронравность. поскольку в селекции вятской породы придаётся огромное значение сохранению её важнейшего признака - универсальности, в системе испытаний ставится цель не столько улучшения продуктивности одного признака, сколько работа с одной и той же лошадью по нескольким направлениям.
К испытаниям допускаются лошади вятской породы любого пола не моложе 3-х лет. В целом программа испытаний вятских лошадей включает следующие виды:
1.Срочная доставка груза шагом - фиксируется время преодоления лошадью дистанции 2000 м правильным шагом с грузом 1200 кг(...)
Испытание проводят с целью совершенствования производительности лошади на шагу, определения силовых возможностей и отбора лошадей для работы в упряжи по доставке грузов.
2. Срочная доставка груза рысью - фиксируется время преодоления лошадью дистанции 2000 м правильной рысью с грузом 500 кг.
Испытание проводят с целью совершенствования производительности и резвости лошади на рыси при работе в упряжи.
3. Тяговая выносливость - фиксируется максимальное расстояние, проходимое лошадью шагом с грузом 3000 кг. (от 4-х лет и старше)
4. Дистанционная доставка груза рысью - фиксируется время прохождения лошадью дистанции 15 км правильной рысью с грузом 500 кг.
5. Групповое соревнование в русской упряжи - фиксируется время и занятое место при преодолении лошадью рысью дистанции 1000 и 2000 м для лошадей 3 лет м 1000, 2000 и 3000 м для лошадей 4 лет и старше с грузом 500 кг или галопом "порожняком"
Проводят для определения резвости лошадей при работе в упряжи.(...)
Журнал "Кони Вятские" 2007 №2.
Вятская лошадьЦитата:
Как испытывают тяжеловозов
Лозович Л.
Испытаниям тяжеловозов придавали большое значение уже с самого начала появления этих пород в нашей стране. Из исторических документов следует, что первые испытания тяжеловозов относятся к 40-м годам XIX столетия. Обычно их приурочивали к конским ярмаркам. Периодически проводили так называемые возовые испытания на грузоподъемность в различных повозках или в санях с разными нагрузками и на разные расстояния. Иногда во время таких испытаний груз прибавляли, подбрасывая его во время движения лошади.
Попытка наладить регулярные испытания тяжеловозов была предпринята уже в советское время зоотехником В. Кожушко, который с 1926 года организовал систематический тренинг и испытания арденов в Новоалександровском, а затем и в Хреновском конных заводах. На основе опыта его работы, по инициативе и при участии ВНИИ коневодства испытания лошадей стали проводиться в ряде других мест. Но все они, по свидетельству Д. Лебедева, носили в значительной мере случайный характер, а в годы войны были прекращены.
Только в 1949—1950 годах учеными Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства Г. Карлсеном и А. Воейковым была разработана научно обоснованная система тренинга и испытаний племенных лошадей тяжеловозных пород, обеспечивающая выявление комплекса качеств, необходимых рабочей лошади,— силы, выносливости и подвижности — и способствующая повышению работоспособности. Новое наставление по тренировке и испытаниям было создано на основе данных, полученных при детальном изучении условий использования рабочих лошадей в народном хозяйстве и в результате физиологических исследований работающего организма. Система, широко внедрялась в сельскохозяйственное производство, и в этот период развернулось массовое испытание тяжеловозных лошадей. Только за один 1951 год было испытано более 800 лошадей, то есть примерно такое же количество, что и за все предыдущие годы.
Всего за период с 50-х по 60-е годы на областных, республиканских ипподромах и непосредственно в хозяйствах были получены данные по работоспособности более чем 5 тыс. лошадей. Наибольший массив из них составляли лошади 2—2,5-летнего возраста. Так, например, из испытанных 1470 советских тяжеловозов двухлетний молодняк составлял 1269 голов, а из 1489 русских тяжеловозов — 1347 голов. К сожалению, с 1960 года массовые испытания молодняка в хозяйствах были прекращены, хотя, безусловно, они открывали большие возможности для отбора лучших по работоспособности лошадей с целью дальнейшего широкого племенного использования.
С 1957 года Всесоюзные соревнования на лошадях тяжеловозных пород стали проводиться регулярно, а с 1960 года—с едиными нагрузками и по единым правилам. Причем испытывают только взрослых лошадей (четырех лет и старше). За весь период Всесоюзных соревнований было испытано более 2 тыс. лошадей.
В некоторых республиках кроме всесоюзных проводятся и республиканские соревнования. Положителен в этом отношении опыт Латвии: республиканские соревнования здесь проходят ежегодно и позволяют отобрать 10 лучших лошадей, которые затем участвуют в соревнованиях союзного уровня. В РСФСР подобные соревнования проводились лишь дважды — в 1979 и 1980 годах. Проведение республиканских соревнований, несомненно, дает существенный эффект. Они позволяют отобрать не только лучших лошадей на Всесоюзные соревнования, но, главное, дают возможность во много раз увеличить численность испытанных лошадей, что способствует более эффективной селекции по работоспособности.
Совершенно очевидно, что использование показателей работоспособности в племенной работе с тяжеловозными породами лошадей имеет большое значение в их совершенствовании как племенных улучшателей в рабочепользовательном коневодстве. Так, в период массовых испытаний молодняка имелись многочисленные данные по работоспособности и был достигнут значительный прогресс по ряду тяжеловозных пород. Например, в русской тяжеловозной породе эти испытания выявили высокую работоспособность потомков жеребца Лазутчика. В результате интенсивного племенного использования лучших из них была выведена новая линия, которая в настоящее время по своему качеству является лидирующей в породе. Лошади пинии Лазутчика отличаются хорошей подвижностью -на шагу и рыси, вследствие чего они неоднократно завоевывали призовые места в этих видах испытаний на Всесоюзных соревнованиях и дважды становились рекордистами породы в испытаниях на срочную доставку груза шагом.
После прекращения массовых испытаний молодняка селекция по работоспособности велась по результатам Всесоюзных соревнований, которые хотя и не охватывали всего массива пород, но давали надежную информацию о рабочих качествах лошадей, испытанных на высоком техническом уровне.
История Всесоюзных соревнований показывает, что с начала проведения соревнований по единой системе (1960 год) и по настоящее время значительно улучшены рекорды работоспособности по всем тяжеловозным породам (см. таблицу).
Рекордисты, призеры и победители Всесоюзных соревнований обладают, как правило, крепкой конституцией и правильным экстерьером. Они получают широкое племенное использование в конных заводах и благодаря этому оказывают большое влияние на совершенствование тяжеловозных пород по работоспособности, типу и экстерьеру.
Ярким примером может служить высокий результат селекции советской тяжеловозной породы по работоспособности, который отмечен в таблице.
В этой породе огромное влияние оказал выдающийся по работоспособности, а также по типу и экстерьеру жеребец Режим. От него пошла новая ценная линия, которая за последние 15 лет заняла лидирующее положение в породе (до 30 % поголовья), она дала ряд рекордистов и призеров Всесоюзных соревнований и в том числе трех абсолютных чемпионов. Аналогичное позитивное влияние на породу оказали победители и рекордисты из линии Флейтиста. Это выдающийся по максимальной силе тяги жеребец Миномет, 1956 г. р., установивший рекорд породы (796 кг силы тяги), который стоял шесть лет; внук Миномета, абсолютный рекордист по скорости доставки груза шагом (11 мин 51,9 с) Зубр, 1964 г. р.; победители и призеры, сыновья Зубра Резвый и Разбег, оба 1977 г. р. Аналогичный селекционный успех был получен и в ряде других пород.
Большое внимание развитию и оценке разносторонней работоспособности племенных лошадей тяжеловозных пород уделяют в ряде зарубежных стран (Польше, Чехословакии и др.). Здесь считают, что система испытаний работоспособности является одним из основных методов в улучшении пород лошадей. Общепризнанной является установка, что не испытанные и не показавшие определенной работоспособности жеребцы и кобылы не должны быть записаны в племенные книги и не должны использоваться в племенном деле. Испытание проходит молодняк 2—2,5-летнего возраста, а результаты испытаний с оценкой класса лошадей по работоспособности учитывают при определении племенного назначения жеребцов и кобыл.
Зарубежные специалисты уделяют большое внимание не только развитию силы тяги, подвижности и выносливости, но также предъявляют определенные требования в отношении добронравности и доброезжести, а в испытаниях парных запряжек оценивают съезженность. Для определения этих качеств в Чехословакии, например, успешно развивают фигурную езду.
Как показывает опыт мирового и отечественного тяжеловозного коннозаводства, только при многосторонней оценке работоспособности лошадей возможно добиться значительных успехов в их совершенствовании по этому признаку. Поэтому оценку работоспособности как одного из важнейших признаков для рабочей лошади необходимо проводить в три последовательных этапа, начиная с заводских испытаний всего 2—3-летнего молодняка. Затем лучших заводских жеребцов и кобыл испытывать в старшем возрасте на республиканских и всесоюзных соревнованиях.
Внедрение такой системы испытаний лошадей дает -возможность получать необходимый материал для комплексной оценки работоспособности тяжеловозной лошади и, несомненно, более широко использовать этот показатель в селекции, что, в свою очередь, повысит качественный уровень наших тяжеловозных пород и будет способствовать их выходу на мировой рынок.
Так как ряд зарубежных стран проводит испытания тяжеловозов по аналогичной системе, желательно в перспективе организовывать и проводить международные соревнования на лошадях тяжелоупряжных пород.
Л. ЛОЗОВИЧ, аспирант ВНИИ коневодства
"Коневодство и конный спорт" №12, 1990г.
http://www.kdvorik.ru/kks/?mag=139:12:1990&a=561
По тем же принципам происходит селекционный отбор и в остальных породах мира:
Андалузская порода - используется в высшей школе верховой езды, а также в современой выездке и даже в конкуре.
Норикийская лошадь - универсальная рабочая лошадь, способная выполнять тяжёлую работу. В настоящее время животных этой породы селекционируют по показателям работоспособности и аллюра. Благодаря этой селекции они по-прежнему могут таскать тяжёлые грузы и быть отличной рабочей лошадью в лесном хозяйстве.
Фредериксборгская порода - ранее отличная кавалерийская лошадь, нынче легкоупряжная лошадь, используется в упряжном спорте - драйвинге, используется также в качестве верховой.
Арьежуаз - вьючная горная порода, веками селекционировалась, как рабочая на полях на горных склонах и обычная вьючно-верховая горная лошадь. Благодаря такой селекции арьежуаз имеет необходимые для горной рабочей лошади признаки - устойчивость на скользких склонах и исключительная крепость копыт, приспособленность к перепадам температур.
Нормандский коб - рабочая лошадь в Англии, селекционируется по работоспособности, силе и резвым аллюрам.
Камаргская лошадь - некрупная примитивная верховая, обитает в полудиком состоянии. Систематически подвергается селекции. Раз в год лошадей сгоняют,
отбирают племенных лошадей , кастрируют выбракованных жеребцов и клеймят молодняк. Отбор - по выносливости и физической крепости в диких условиях, а также по типу экстерьера. Лошади благодаря такой селекции способны нести взрослого мужчину по болотистому грунту и вообще выполнять огромный объём работы. Эту породу веками используют местные пастухи для работы со стадами боевых быков.
Кливлендская гнедая - бывшая почтовая и каретная лошадь, сегодня, скрещенная с чистокровной верховой породой (скаковой), это упряжная порода, используется в драйвинге, а также как верховая лошадь. В Племенную книгу породы сегодня заносят лишь лучших представителей этой малочисленной породы.
Хакнэ - раньше экипажная лошадь. Сегодня упряжная порода, использующаяся в драйвинге. Селекция идёт по качеству аллюров и резвости, прежде всего, на рыси.
Фуриозо - выносливая верховая лошадь пастухов, используемая также в джигитовке, скачках с препятствиями и троеборье. Отбор - по рабочим качествам верховой лошади.
Нониус - раньше рабочая упряжная лошадь, сегодня облегчённая при помощи вливания чистокровной верховой крови упряжная порода. Используется в сельскохозяйственных работах и в драйвинге. Отбор - по результатам работ и спортивным достижениям.
Шагия - бывшая кавалерийская лошадь. Сегодня - верховая и упряжная для спорта (прежде всего драйвинг)и прогулок. Показывает высокую резвость на коротких и средних дистанциях, вынослива. Отбор - по этим качествам.
Исландская - древняя универсальная местная порода. некрупная (до 138 см в холке порода) очень вынослива, может нести на своей спине взрослого мужчину по горным маршрутам, переплывать реки. Работает как пастушья лошадь при отарах овец. При селекции особое внимание уделяется специфическим аллюрам - фетгангур, брёкк, стёкк, скейд и, в особенности, тёлт. Ежегодно исландские лошади испытываются именно для демонстрации способностей на этих аллюрах, особенно сложным является тёлт (лошадь движется, опуская последовательно ноги: ЛЗ, ЛП, ПЗ, ПП, достигая при этом высокой скорости). Способность идти таким специфическим аллюром является особенностью исландской лошади, а сама порода является национальной гордостью Исландии.
Мареммано - универсальная итальянская порода, работает в сельском хозяйстве, в армии и в полиции, очень вынослива. Селекция идёт по работоспособности.
Фризская - упряжная каретная лошадь, веками селекционировалась по качествам рабочей лошади - сила и выносливость. С XIX века селекция была направлена на придание фризам большей резвости на рысистом ходу. В годы Второй Мировой фризские лошади использовались на фермерских работах. Сегодня фризы используются в упряжке и в высшей школе верховой езды, селекция идёт по упряжным качествам этой породы, а также по красоте и высоте аллюров, прежде всего, рыси.
Лузитано - родственная андалузской порода из Португалии. Используется для боя с быком. По португальским правилам, ранение лошади в бою с быком считается для неё бессчестьем. Чтобы этого не происходило, в лузитано веками вырабатывается маневренность, совкость и приёмистость, благодаря которым она уворачивается от быка. Используют лузитано также в высшей школе верховой езды и в конкуре. Отбор идёт по вышеприведённым качествам.
Квотерхос - верховая лошадь. Резвейшая на короткой четвертьмильной дистанции (квотерхос - от слов четверть и лошадь), благодаря селекции имеет очень мускулистый круп и задние ноги, способные сорвать лошадь в стремительный галоп с места, а также благодаря такому строению, квотерхос показывает совкость и приёмистость и используется в соревнованиях в стиле Дикого Запада. Сегодня селекция идёт по испытаниям на спринтерскую дистанцию (четверть мили), а также по результатам выступления в родео, рейнинге и т.д.
Американская верховая - прогулочная лошадь, селекцонируемая по резуотатам шоу-рингов, где лошадь демонстрирует свои особые аллюры. Также используется для конкура и драйвинга.
Миссурийская верховая (миссурийский фокстроттер) - верховая лошадь, используемая в качестве пастушьей на длинные расстояния. Селекционируется по особому аллюру - фокстротту, когда передние ноги двигаются шагом, а задние рысью и как бы проскальзывают под корпус лошади. Таким образом получается плавный, комфортный аллюр для всадника, на котором лошадь долгое время не испытывает усталости и может покрывать длинные расстояния. Сегодня это ещё и прогулочная лошадь, пригодная для длительных маршрутов. В шоу-классе под всадником оценивается 40% за фокстрот, 20% за плоский шаг, 20% за лёгкий галоп и 20% процентов за экстерьер.
Двухлетки оцениваются 50% за фокстрот, 25% за шаг и 25% за экстерьер.
Аппалуза - верховая лошадь, выведенная из потомков лошадей индецев племени нез персе. Сегодня аппалуза используются во всех спортивных верховых состязаниях американского Запада, в скачках на выносливость и выступают как конкурные и охотничьи лошади.. Селекция, кроме масти, идёт по результатам вышеперечисленных испытаний.
Гафлингер - сельскохозяйственная и вьючная порода, а также используется как упряжная. Селекция идёт по универсальной работоспособности лошадей и по масти.
Эксмурский пони - выносливая и физически крепкая порода ранее использовалась на рудниках и при выпасе овец. Сегодня эти пони, обладающтие большими способностями к прыжкам, используются в конкуре для детей. Отбор идёт по спортивным достижениям.
Дартмурский пони - аналогично.
Пони нью-форест - используется в сельском хозяйстве в качестве верхового пастушьего пони, а также для поимки полудиких пони. Сегодня это верховой пони для детей и взрослых для езды по сложной местности и бездорожью и с хорошими прыжковыми задатками. Нью-форестский пони обитает в полудиком состоянии в суровых условиях. Отбор происходит по выносливости и крепости физического здоровья.
Хайландский пони - универсальная порода, ранее использовавшаяся в кавалерии, как пастушья лошадь, работал тяжелоупряжной лошадью, был верховой охотничьей лошадью, привозил с гор туши убитых оленей, весом больше центнера. Сегодня хайландские пони используются в драйвинге и выездке, а также в сельском хозяйстве, охоте и прогулочной верховой езде.
Шетлендский пони - исключительно сильная порода пони. Их испокон веков использовались как верховые и вьючные лошади, перевозившие любые грузы, от зерна до торфа. Работал на угольных шахтах. Сегодня этот резвый и прыгучий пони используется в детском конном спорте.
Единственная порода, которая изначально не выводилась ни для какого рода работ и потому не селекционируется по тем или иным рабочим качествам - эта
фалабелла, декоративная, маленькая порода лошадей.
Таким образом, видим, что породы, которые
изначально выводились для определённого типа работ, продолжают проходить необходимые для селекции испытания. Как бы не хотелось последователям ОЭН обратного. В противном случае, без отбора по испытаниям все существующие ныне породы, начнут деградировать и вымирать. ОЭН все эти испытания ни в коей мере заменить
не может