Хм, соглашусь но не совсем. Займусь своим любимым делом – определением в терминах и понятиях.
Глубокое ИМХО.
Мне понравилось определение: «Дресировка - комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков. Дрессировка может производится с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска материальных объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах, или развлечения. Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, используя самые различные раздражители, например, такие как звуковые, пищевые и сигналы жестом, являющиеся условными и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами.» В этом ключе каждый отдельный элемент как в выездке, так и в НОЭ – дрессируется. И его демонстрация в ответ на какое-либо действие голосовой сигнал, команда, прикосновение или туширование хлыстом, напряжение мышц партнера – это результат дрессуры. Потому что везде есть связка: условный сигнал – условный ответ. Даже если сигналы такие разные как команда или изменение равновесия всадника в нужный момент. К предидущему посту. Обучение уходить от давления – дрессура. Условный сигнал – приложение давления, и требуемый ответ – уход от давления. Так сказать – базовый принцип на котором далее начнут строить остальные связи. Используя базу – лошадь учат делать остальное. Получилось принимание – закрепили, отшлифовали. Просто основано оно на углубленном понимании биомеханики (не совсем люблю это слово. Затаскали как то его) лошади. То есть мы знаем как и куда прикладывать давление, чтобы лошадь сделала принимание. Отсюда получается, что выездка хоть и основана на дрессуре – но она сложнее. Однако уже связать элементы в одну непрерывную программу – это уже не дрессировка, а искусство всадника. Лошадь то сама схему не придумает четко, точно, плавно? Порядок ее прохождения определяется всадником. Хотя лошадь и может до автоматизма выучить схему, если катает ее годами, однако всадник на основании набора выдрессированных элементов может ехать как угодно, в произвольном порядке, скорости, направлении. И это уже будет его работа и ответственность – связать элементы между собой и подсказать коню как тому следует переходить из одного в другой. НОЭ – тоже дрессировка. Но в конечном итоге нам демонстрируются отдельные элементы, да к тому же и не доведенные до совершенства, и не связанные в одно целое. По сути – что работа «свободы» в цирке, что фильмы Невзорова – одно явление. Разве что последнее делается перед камерой, а не перед открытой публикой. Такая вот незаконченная дрессура - элементы выучили, а не в целое связать, ни на публику шумящую вынести – не хочет и \ или не может.
И просьба – что в выездке что в НОЭ – это выполнение какого либо условного сигнала: движение кордео и туширование бичом, приложение шенкеля и изменение равновесия – и получения ответа: «корючки» или элемента. Вот если лошадь выведут в манеж и попросят ее «Милый мой конь, покажи мне сегодня все элементы над землей которые ты занешь» и он это сделает – это будет просьбой в чистом виде. А до тех пор: условный сигнал – определенный ответ. Базовые принципы и там и там одинаковы.
Вывод: и выездка и НОЭ используют принципы дрессуры при обучении. Однако для связки и демонстрации программы, состоящей из многих элементов в произвольном порядке и определенных переходах от одного к другому – требуется мастерство всадника и его сотрудничество с партнером – лошадью. В то время как НОЭ, проповедуя исполнение отдельных не связанных элементов, при этом учитывая (по крайней мере декларативно) мнение лишь одной стороны – лошади, в ответ на условные сигналы – просьбы – не уходит дальше базовой дрессуры. И не может быть показателем полного партнерства. Особенно если учитывать, что элементы лошади демонстрируют четко в одном и том же месте – манеже (не важно, цирковой он или От Эколь). Другими словами – дружба и партнерство должна проверяться и подкрепляться в различной среде. В то время как лошади Невзорова живут в режиме цирковых тигров: клетка (денник) – двор и коридор цирка (двор и садик) – тренировки и выступления на манеже (тренировки и сьемки в манеже), в условиях изоляции от своих сородичей и ограничении контактов с другими людьми кроме дрессировщика (АГН и Лидии) и обслуживающего персонала (конюхи, вет). Так что если спортивная выездка, начиная с дрессуры идет в партнерство, то НОЭ, начиная с дрессуры там же и остается.
ИМХО.
_________________ "Люблю конкретику!" - Добрая фея с топором.
|